Методика определения готовности к школе


Процедура комплексной диагностики готовности детей к началу обучения в школе разработана на основе концепции системогенеза деятельности Шадрикова и многолетних теоретико-экспериментальных исследований автора методики, исследований ведущих отечественных психологов и педагогов В своей работе мы исходим из понимания готовности к обучению как сложного интегрального образования, отражающего целостную индивидуальность учащегося в единстве личностного, субъектного индивидного уровней индивидуальности. Обучение на всех уровнях образования осуществляется на основе учебной деятельности, степень готовности к обучению определяется тем, насколько обучаемый владеет учебной деятельностью, в какой мере у него сформирована психологическая структура учебной деятельности. Психологическая готовность ребенка к началу школьного обучения отражает общий уровень его индивидуально-психологического развития и представляет собой готовность к усвоению компетенций, определенных государственными образовательными стандартами, в форме учебной деятельности. Психологическая структура готовности к обучению в школе соответствует психологической структуре учебной деятельности и включает качества, относящиеся ко всем сферам психики: свойства личности, знания и навыки, познавательные, психомоторные интегральные способности. На ранних этапах обучения психологическая готовность к обучению стартовая готовность к обучению представляет собой структуру индивидуальных качеств, которая в процессе школьного обучения развивается и приобретает свойства системы вторичная готовность к обучению. Содержание и структура стартовой готовности к систематическому школьному обучению определяются особенностями учебной деятельности и содержанием обучения в первом классе школы. В результате теоретического анализа, экспериментального исследования использования математических методов обработки данных было выделено 22 учебно-важных качества УВКкоторые прямо или опосредованно определяют успешность школьного обучения. Эти УВК в структуре готовности образуют сложные взаимосвязи, имеют различный вес и по-разному влияют на успешность обучения. Из 22 выделенных качеств были отобраны 13 наиболее важных, уровень развития которых определяется с помощью основного комплекса методик диагностической процедуры табл. В основу комплексной диагностики стартовой готовности к обучению положен принцип единства диагностики и коррекции развитиякоторый был выдвинут Дубровиной как один из основных в работе психологической службы в системе образования. Главную цель диагностики готовности к обучению мы видим не в разделении детей по уровням готовности, а в определении индивидуально-своеобразного "психологического портрета" ребенка для дальнейшей работы с ним в процессе систематического школьного обучения. При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств, прежде всего, учитывались экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в учебно-воспитательный процесс детского сада и начальной школы. Мы не ставили перед собой задачу разработки новых оригинальных тестов, так как это достаточно длительный и трудоемкий процесс. Более того, для комплексной диагностики отбирались хорошо известные и апробированные на практике методики, составляющие "золотой фонд" отечественной детской психодиагностики. При этом каждый из субтестов комплексной методики диагностики готовности детей к началу школьного обучения представляет собой оригинальный авторский вариант известного теста, валидность и надежность каждого из них подтверждена статистически. Методика экспертной оценки мотивов учения разработана автором КДГд. Комплексный характер методики обусловлен рядом моментов: - выделенные показатели готовности к обучению в школе являются базовыми качествами, характеризующими общий уровень психического развития, которые позволяют получить информацию о целостном развитии ребенка как индивидуальности: о характере его деятельности, особенностях личностно-мотивационной сферы, познавательных и психомоторных способностях, знаниях и умениях, о таких сложных интегральных качествах, как обучаемость, способность принимать задачу, произвольность деятельности; - наряду с тестовыми оценками диагностическая процедура предполагает использование экспертной оценки уровня развития ребенка воспитателями и родителями, это повышает надежность и объективность психологического диагноза и прогноза школьной успеваемости; - результаты диагностики являются основой для индивидуального подхода в обучении и воспитании детей и планирования групповой индивидуальной коррекционно-развивающей работы в едином образовательном пространстве "детский сад - школа". Апробация диагностической процедуры проводилась на базе 25 образовательных учреждений при поддержке управления образования мэрии г. Методика стандартизирована на выборке детей от 5,5 до 7,5 года. Объем выборки стандартизации - 1500 человек. Составлены нормативные шкалы развития учебно-важных качеств для шестилетних 5,5 - 6,4 г. Нормативные шкалы готовности к обучению в школе составлены на основе результатов диагностики в смешанной группе шести-семилетние дети. Нижняя граница возрастной группы 5,5года определена исходя из того, что диагностика готовности проводится приблизительно за полгода до начала школьного обучения в марте-апрелетаким образом, дети 5,5 лет к 1 сентября достигают возраста, необходимого для зачисления в первый класс. Распределение результатов в каждой возрастной группе соответствует нормальному. Установлена прогностическая валидность методики по отношению к общей успеваемости и частным показателям усвоения чтения, письма и математики в 1 классе. Содержательная валидность обеспечена отбором тестовых заданий на основе анализа содержания и условий обучения в первом классе. Диагностическая процедура состоит из шести этапов: Подготовительный этап групповые консультации для родителей и воспитателей, сбор информации о детях, планирование диагностики, знакомство с детьми, анкетирование родителей. Групповая диагностика "Графический диктант", "Графическая проба", "Рисунок школы", социометрия. Индивидуальное обследование обучающий эксперимент; тесты: "Выраженность синкинезий", "4-й лишний", "Лесенка", "Зрительный анализ", "10 слов"; экспертная оценка. Обработка результатов, составление психодиагностического заключения, построение индивидуального профиля готовности, подсчет индивидуального индекса готовности для каждого ребенка, заполнение психолого-педагогической характеристики; построение группового профиля готовности для группы детей в ДОУ или класса в школеподсчет группового индекса готовности для каждого ребенка, разработка рекомендаций для педагогов и родителей по развитию и коррекции учебно-важных качеств. Групповое индивидуальное консультирование родителей и педагогов. Коррекционно-развивающяя работа с детьми. Таким образом, комплексная диагностика стартовой готовности детей к обучению в школе предполагает проведение двенадцати методик, четыре из которых выполняются групповым методом продолжительность обследования по каждой из них составляет 15-20 минут, количество детей в группе - 7-15 человекшесть - в ходе индивидуального обследования продолжительность обследования 30-40 минутдве методики проводятся в форме экспертной оценки уровня развития данного качества воспитателями группы или родителями. При необходимости процедура «КДГс» может быть сокращена. В этом случае диагностируются только наиболее значимые компоненты структуры готовности, то есть, УВК, имеющие наибольший вес в структуре готовности Данные психодиагностического обследования используются для комплектования первых классов, выбора индивидуальных форм и методов учебно-воспитательной работы с учащимися, разработки коррекционно-развивающих программ по профилактике и преодолению трудностей в обучении в условиях семьи, дошкольного учреждения и школы. В условиях детского сада диагностика готовности детей к обучению в школе в одной группе занимает четыре недели, включая групповые индивидуальные консультации для родителей и педагогов, заполнение характеристик и построение индивидуальных профилей готовности. При этом нагрузка на специалиста, проводящего диагностику, составляет от 1 до 3 часов в день. Лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования, Выделите её, нажмите Ctrl + Enter © 2009 - 2016 Создание сайта: Последнее изменение этой страницы 12 марта 2014 в 21:09 UTC.

Смотрите также:



Коментарии:

  • На вопрос: "Можно ли рисовать тетю? Содержание статьи: Что такое психологическая готовность ребенка к школе — портрет идеального ученика Такой компонент, как психологическая готовность к школе, представляет собой весьма многогранный фактор, подразумевающий присутствие у ребенка готовности к получению новых знаний, а также поведенческих, бытовых и прочих навыков.